При проектировании локальных трубопроводов и магистралей краны шаровые нержавеющие заметно увеличивают бюджет. Однако конструкционный материал обладает высоким эксплуатационным ресурсом, даже в агрессивных средах. Поэтому обслуживание трубопроводов, в конечном счете, обходится дешевле.
В разрыв магистрали шаровый кран в нержавеющем корпусе может устанавливаться сваркой, резьбовыми муфтами и фланцевыми соединениями. Существуют полнопроходные, трехходовые, редукционные модификации с ручным, механическим и дистанционным управлением.
Состоят краны шаровые нержавеющие из нескольких деталей и имеют предельно простую конструкцию:
- корпус – цельный или разборный;
- запорный узел – шаровая пробка сферической формы со сквозным отверстием и прилегающими к ней с двух сторон кольцами седла;
- шток – соединен с шаром для передачи вращения;
- орган управления – рычаг, редуктор, электрический, пневматический либо гидравлический привод;
- присоединительные поверхности – муфты и штуцеры с внутренней или наружной резьбой, фланцы, патрубки под сварку, ерши.
Изначально шаровые краны на сайте относятся к запорно-регулирующей трубопроводной арматуре. Угол поворота между закрытым и открытым внутренним сечением шара составляет 90 градусов. Однако характеристики регулировки напора/давления не линейны в этом рабочем секторе.
Недостатками конструкции крана со сферической запорной пробкой являются:
- фторопластовые кольца седла не пригодны для высоких температур среды;
- шар «залипает» при редком использовании арматуры;
- возникновение гидроударов из-за малого угла открывания;
- высокое усилие на рычаге управления.
С другой стороны, достоинств у конструкции шарового крана гораздо больше:
- абсолютная герметичность;
- монтаж в любом положении;
- установка без учета направления потока;
- малые габариты и вес изделия;
- многообразие присоединительных поверхностей (резьба, под сварку, с фильтром, ершом);
- отсутствие застойных зон.
Самыми дешевыми считаются латунные шаровые краны, однако они имеют малый номинальный диаметр DN в пределах 8 – 100 мм, не имеют вариантов исполнения «под приварку», не стабильны в углеводородных средах.
В зависимости от материала трубопровода, технологических условий и эксплуатационных особенностей запорную арматуру предпочтительнее крепить не одинаковыми способами. Поэтому производители шаровых нержавеющих кранов выпускают продукцию с несколькими типами присоединительных поверхностей:
- межфланцевые – имеют минимальную строительную длину;
- фланцевые – сборные и в цельнометаллическом корпусе;
- под сварку – литой и разборный корпус;
- муфтовые – внутренняя резьба на выходе;
- штуцерные – наружная и внутренняя присоединительная резьба;
- ниппельные – для специальных условий эксплуатации.
Как вам статья?